Мне показали одну статью, о том, действительно ли после Майдана весь Западный мир изменил мнение об Украине.
Обидно, больно но сурово - выстроенный нами имидж еще со времен Советского Союза не исчез, словно след от ожога или послеоперационный рубец.
Много раз, спустя месяцы, было сказано и подтверждено, что Майдан, Россия и война пробудили в нации нечто дремлющее, первородное и присущее ей - патриотизм. И он возродился с гордостью, но.. это сейчас. А раньше всем было, откровенно говоря, наплевать - украинец он на 35% или на 80%. Большое наплевательство и похуизм на события нынешние аукнется в будущем.
Интересно, как долго продлится отмывание лица моей нации от грязи? Возможно, это случится, когда мы выбросим за борт весь политический жир, корумпированое дерьмо, нихренанеделающие задницы, кумовских плодоносцев и прочее бельмо.
Теперь отрывок из статьи
"Мыльный" телевизор
Но вернемся к имиджу украинцев на телеэкране.
Украинцы присутствует в телепространстве Чехии и Словакии не только в новостях – уже давно они стали действующими лицами в телесериалах, и художественных фильмах.
А учитывая дефицит информации о жизни в Украине и низкую активность украинских посольств, именно образы и высказывания телегероев формируют и дополняют стереотипы о нашей стране и ее жителях.
читать дальшеСериалы – это сборник клише, существующих в каждом отдельном обществе. Украинцы как неотъемлемая часть ежедневного чешского и словацкого телепросмотра там появились в 2007-2008 годах.
К сожалению, пока судьба вымышленных "сериальных" украинцев чаще всего складывается неудачно.
По какому-то странному стечению обстоятельств все они – без высшего образования, без перспектив на родине и очень не хотят туда возвращаться.
Девушки устраивают свою жизнь счет мужчин и терпят нелюбимых мужей, украинские мужчины хорошо работают, часто – нелегально, но при этом много пьют.
И все украинцы так или иначе связаны с украинской мафией.
Сериал Panelák ("Многоэтажка") начал выходить в Словакии в 2008 году. Спустя два года сценаристы решили привнести в проект больше юмора. Так появился новый персонаж – украинка Оксана.
Эффектная блондинка устраивается на должность секретаря в архитектурном бюро, принадлежащем главному герою – счастливо женатому, но вечно сомневающемуся представителю братиславского среднего класса. Украинка не умеет работать на компьютере, ее основная задача – быть "секси", вокруг чего, собственно, и строится множество комичных историй.
"Фишка" Оксаны – восклицание "упс" в каждой непонятной ситуации, обращение к начальнику "пан" и откровенное его соблазнение.
Со временем плоский персонаж стараниями сценаристов приобретает "душевную глубину" и осваивает ПК. В течение года она дразнит зрителя откровенными нарядами, уводит шефа из семьи и требует к себе внимания. И не смотря на то, что начальник не собирается разводиться и считает ее "золотодобытчицей", Оксана мечтает о свадьбе и ребенке.
В случае возникновения проблем на пороге офиса пана Швеглы готовы оказаться украинские мафиози – двоюродные братья Оксаны, которые не дадут сестру в обиду.
Оборвать "украинскую нить" позволила лишь конкуренция на телерынке. В одной из серий Оксана трагически погибла от рук пьяного жителя столицы, поскольку актрисе предложили главную роль в проекте конкурирующего телеканала.
В бесконечном сериале Ulice ("Улица", более 2700 серий) – первом дневном чешском телемыле, выходящем с 2007 года, – украинка Светлана одевается скромно.
Происходящая из бедной семьи, поначалу она носит на голове платок и одевается в вещи с народными орнаментами "как настоящая украинка". Света не признает "богато украшенные" вещи, типичные для некоторых женщин из России. "По характеру она другая", – говорит о своей героине Тереза Бебарова.
Света хочет жить в Чехии вместе со своим братом, и не хочет возвращаться на родину, где ее ждет безрадостная жизнь. Ей пришлось рано повзрослеть. В Украине Светлана получила специальность медсестры, но, переехав в Чехию, Света решает стать опорой своему мужу, помогать ему в бизнесе.
Со временем Светлане муж чех надоедает. Она знакомится с русским и уезжает в Москву. Спустя год Светлана возвращается в Прагу, по-прежнему недовольная жизнью.
Брата Светланы – Григория – в сериале играет российский актер-эмигрант Александр Минаев. Григорий – гордый и честный человек, никогда не переспрашивает и готов тяжело трудиться.
Он воплотил собой образ украинского строителя, которого жизнь научила, что нужно уметь "хорошо крутиться". После отъезда Светланы в Москву Григорий запил и ушел в депрессию, а в итоге - погиб во сне из-за пожара в деревообрабатывающем цеху от брошенного им же окурка.
"Серьезное" кино
Кто-то скажет, что образ украинца в наиболее популярных сериалах вроде не так уж плох – нет среди них персонажей, вызывающих страх или ненависть.
В сериалах мы, как правило, – персонажи комедийные, нелепые, обслуживающий персонал главных героев.
Но от сериалов, "легкого кино", странно ожидать иного.
Грустно, что даже в художественных фильмах и документалистике не нашлось места для историй успешных эмигрантов из Украины. В реальной жизни их множество, но местный телезритель уже привык и не ожидает другого.
Документальные фильмы об Украине и украинцах в этих странах можно разделить на две группы: тяжелая жизнь эмигрантов и путешествия по Западной Украине, когда-то бывшей частью Чехословакии.
"Поговорка "Возьми себе для этого каких-то украинцев" стала частью чешского словесного запаса и означает, что человеку нужно что-то дешево построить, выкопать или сделать. Но не следует ожидать, что качество этой работы будет высоким", – пишет в статье польской Gazeta Wyborcza Лубош Палата.
Заголовок статьи гласит: "Для большинства чехов украинцы – дешевая рабочая сила и бандеровцы. Россиян любят больше".
Конечно, это в значительной мере отражается на содержании того, что телевиденье предлагает в качестве интеллектуальных продуктов.
Aljona ("Алёна"), ТВ-драма, 2008 год, режиссер – Ярослав Брабец
Любовная история "современного раба" - украинского строителя Владимира, бывшего профессора. Он знакомится с чешским преподавателем университета Рихардом, и тот решает помочь Алене – возлюбленной Владимира, скромной и старательной украинке – решить вопрос законности пребывания в стране, взяв ее в жены. Владимир ревнует, лишается заработанных денег и совершает преступление.
Banderovci ("Бандеровцы"), документальный фильм, телевизионная студия "Острава", 2010 год
Вскоре после второй мировой войны через Чехословакию бежало несколько сотен бандеровцев. В фильме приведены свидетельства ныне живущих воинов УПА, волынских чехов, пострадавших от ее деятельности, а также жителей городов в Словакии и Чехии, через которые пролегал путь нескольких сотен УПА, пробивавшихся в Западную Германию.
Идея независимой Украины, возносимая в абсолют старенькими бабушками из УПА, разбивается бытовые ужасы безвластия, грабежей и убийств тех лет.
Фильм рекомендуется к просмотру всем, кто интересуется, почему чехи и словаки так негативно восприняли новости о появлении портретов Степана Бандеры на митингах в Киеве, и о том, почему старая история сейчас вредит нашим современным отношениям.
Этот фильм доступен к просмотру с украинскими субтитрами www.youtube.com/watch?v=kJOjbxm5REU
Na cestě po ukrajinských Karpatech ("В пути по украинским Карпатам"), ТВ-фильм, 2011 год
В фильме показана современная жизнь территорий, которые в начале 20-го века входили в состав Первой Чехословацкой Республики. С тех пор не изменилась лишь красота Карпат и не слишком изменилась жизнь местных жителей, которые теперь славят Степана Бандеру и гонят самогон, убеждает сценарист.
Lepší život ("Лучшая жизнь"), документальный фильм, 2013 год, режиссер – Ян Латал
Фильм, снятый на средства Европейского социального фонда для Союза по интеграции и миграции, рассказывает истории четырех мигрантов из Украины, Вьетнама, Кыргызстана и Молдовы, которые выбрали Чехию для жизни.
"Первую половину жизни я и представить не мог, что буду работать на стройке", – говорит украинский строитель, седовласый Виталий. У Виталия высшее образование и большой стаж преподавания в университете. А еще он – талантливый аккордеонист.
Теперь его жизнь – тележка, лопата и бетон, сон в жалкой хибаре.
"Не чехи едут в Украину, а украинцы едут в Чехию работать. Потому, наверное, основная масса чехов думает, что украинцы ниже по развитию", – говорит Виталий.Информационная война, европейский фронт. Часть 2